05 декабря 2017
Отраслевые новости

Минус требования – плюс миллиарды

Экономия до 6 млрд. рублей в год компаниями розничной торговли, в том числе до миллиарда рублей в сегменте оборота алкогольной продукции и до 4 миллиардов при сборе, утилизации и уничтожении биологических отходов – лишь один из многих важных для отрасли перспективных результатов работы АКОРТ в составе Экспертных рабочих групп (ЭРГ) в рамках приоритетного проекта «Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований» основного направления стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (далее – Реформа КНД).

Однако, такая экономия – это достаточно отдаленные ожидания от внесения изменений в многочисленные правила и нормы, а также от отмены излишних, устаревших и дублирующих обязательных требований.

А пока проведение ежегодно двух миллионов контрольно-надзорных мероприятий оборачивается для всего российского бизнеса издержками, равными, по оценкам экспертов, 6 % ВВП (более 5 трлн. руб.)

Для компаний, входящих в АКОРТ, объемное контролирующее воздействие означает до 180 проверок с прямыми финансовыми издержками на их проведение до 3 млн. рублей в год. К этим цифрам стоит прибавить значительные временные затраты на документооборот и обработку многочисленных запросов и проверок (на одно проверяющее ведомство уходит 5-10 % рабочего времени).

Излишний характер столь интенсивной работы «проверяющих» косвенно доказывают результаты рассмотрения в судах по итогам проверок споров хозяйствующих субъектов с проверяющими органами: размер фактических административных штрафов по сегменту ритейла снижается в 10 раз!

Наконец, существенные неоправданные расходы возникают из-за неоптимального порядка лицензирования торговли алкогольной продукцией. Так от 5 до 7 млн. рублей в год уходит из бюджетов компаний розничной торговли на приобретение или продление лицензий на торговлю алкоголем. До 28 млн. рублей ежемесячно – на предоставление сведений о конкретном месте, в котором лицензиат продает алкоголь.

Для устранения подобных ингибиторов, подавляющих нормализацию бизнес-климата и препятствующих переходу государства на принцип отношения к бизнесу как к партнёру, экспертами АКОРТ с весны 2017 года проделана большая работа по пересмотру устаревшей нормативно-законодательной базы.

Двумя ключевыми для ритейла группами – ЭРГ №4 и ЭРГ № 14 – было сформировано и направлено в Минюст России 46 предложений по первому этапу реформы КНД («быстрые победы») и 52 предложения по второму её этапу («среднесрочные предложения»). К концу ноября 2017 г. министерством юстиции было рассмотрено 21 предложение.

Общие для всех отраслей результаты первого этапа реформы КНД были объявлены в начале осени 2017 года на заседании Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. В «дорожные карты» включено 20 избыточных, требующих безотлагательного пересмотра требований к бизнесу в сферах гражданской авиации, розничной торговли и производства продуктов питания; отнесение к низкой группе риска 60% проверяемых бизнес-объектов (в их отношении в 2018 году не будут проводиться плановые проверки). По пяти видам предпринимательской деятельности, включая защиту прав потребителей и розничную продажу алкогольной продукции, принято общее решение отказаться от плановых проверок.
Путь в направлении партнёрских взаимоотношений государства и бизнеса уже проторен, но, чтобы пройти его до конца, предстоит сделать еще не мало трудных шагов.
 

ЧЛЕНЫ АКОРТ

 
© АКОРТ (2001-2024)
Любые материалы, опубликованные на портале acort.ru, не могут быть воспроизведены или распространены полностью или в какой-либо части без прямой гиперссылки на acort.ru.