20 марта 2018
Отраслевые новости

Пятый ПЛАС-Форум «Online & Offline Retail 2018»: первые итоги

14–15 марта в Москве медиахолдинг ПЛАС-Альянс провел Пятый Международный ПЛАС-Форум «Online & Offline Retail 2018», посвященный анализу современного состояния и перспективам развития розничной индустрии в России, странах ближнего и дальнего зарубежья.
 
Форум собрал в стенах КВЦ «Сокольники» ведущих российских и международных экспертов в области онлайн- и офлайн-ритейла, владельцев, топ-менеджеров и специалистов торговых сетей, food, non-food, DIY, fashion, HoReCa, интернет-магазинов и банков из РФ и стран ближнего зарубежья, компаний-вендоров оборудования и программных решений, представителей регуляторов рынка. За два дня работы «Online & Offline Retail 2018» посетили 1095 делегатов. В рамках 9 сессий и 2 «круглых столов» выступили 83 спикера. Мероприятие поддержали 75 компаний-участниц.
 
Спикеры поделились собственным опытом эффективного выстраивания бизнес-процессов, подняли важнейшие для отрасли проблемы, наметили пути их решения и сделали прогнозы дальнейшего развития рынка.
 
Ключевые моменты «Online & Offline Retail 2018»
 
1. Участники первой сессии Форума «Ритейл 2018. Бизнес в современных реалиях» дали оценку текущего состояния ритейла. Ситуация на рынке остается непростой. Но уже появляются первые надежды на возрождение потребительского спроса. Чтобы поддержать этот тренд, отрасли нужна господдержка, по крайней мере, в формате стабильных правил игры для ритейл-отрасли, обеспечивающей 20% ВВП РФ. Такое мнение озвучил Алексей Григорьев, вице-президент по внешней корпоративной политике МЕТРО АГ. 
 
2. Оптимальное решение всех накопившихся в отрасли проблем – возрождение системы саморегулирования. Дальнейшие монопольные инициативы государства могут привести к долгосрочным негативным последствия на рынке, – заявил Юрий Борисов, директор по развитию АКОРТ. 
 
3. Планирующееся введение системы «Меркурий» не только не улучшит прослеживаемость движения продуктов животного происхождения от фермы до полок магазинов, но и навредит всем участникам процесса, считает Андрей Даниленко, председатель правления Национального союза производителей молока. По его мнению, система трудна для интеграции с предприятиями, а также обойдется им слишком дорого. Плюс ко всему малейший сбой системы приведет к коллапсу на рынке — продажи встанут. Потому не исключено, что ввод «Меркурия» снова отложат, и он не заработает с 1 июля 2018 года. 
 
4. Обостряется борьба за место на рынке между крупными и небольшими ритейлерами, чему содействуют допущенные серьезные ошибки в реализации здравой идеи о необходимости модернизации законодательной базы, касающейся ритейла. Александр Мышинский, генеральный директор ТД «РЕАЛЪ», отметил, что в Санкт-Петербурге, к примеру, из 60 локальных сетей, которые действовали здесь 10 лет назад, осталось 15. В этом месяце закрылись 2 сети, еще 2 – на очереди. Изменения в Законе о торговле, других законодательных актах, которые регулируют отрасль, как показывает практика, ситуацию лишь усугубляют. 
 
5. Конкуренция в ритейле становится жестче. Как при этом остаться в строю? Делегаты получили ценный урок от ключевого спикера «Online & Offline Retail 2018», легенды мира ритейла и автора бестселлеров Гарри Фридмана. Он убежден: каждому магазину нужно работать по стандартам, выполнение которых надлежит тщательно отслеживать и оперативно вносить коррективы в стратегию компании.
 
6. Большое внимание участники ПЛАС-Форума уделили теме лояльности покупателей – одного из мощнейших инструментов, который используют ритейлеры для увеличения продаж. Со слов Дмитрия Гладкова, начальника управления по взаимоотношениям с клиентами компании «Связной», классическая лояльность себя изжила – большое количество предложений на рынке так и не перешло в качество, и их ценность на текущем этапе вызывает большие сомнения. 
 
7. Исследования говорят, что покупатели ждут от ритейлеров персональных предложений. Чтобы ТСП могли их делать, им нужно знать предпочтения каждого человека. Общаться с клиентом один на один помогает агрегатор товарных предложений категорий повседневного спроса «Кэшбэк Едадил», считает бизнес-директор компании «Едадил» Георгий Макаров. Ежемесячно у приложения около 1 млн уникальных пользователей. 250 тыс. человек взаимодействуют с инструментом активно – покупают и получают кэшбэк. Продавцы, в свою очередь, узнают с помощью приложения данные о количестве приобретенных позиций, среднем чеке и т. д.
 
8. Ритейл увлечен технологиями, но это не значит, что они гарантированно способствуют росту бизнеса. Дмитрий Бергельсон, управляющий партнер Holmes&Moriarty, экс-директор по развитию бизнеса торговой сети «Пятерочка» (X5 Retail Group), объяснил, что заниматься отбором таких технологий должны только первые лица компаний, а внедрять – специальные команды. Лишь в этом случае можно рассчитывать на успех.
 
9. Технологии стремительно меняют рынок. Вместе с тем перспективы новомодных решений, вроде «магазина без очередей и касс» от Amazon, туманны. Люди испытывают потребность в живом общении, поэтому полностью роботизированные ТСП вызывают восторг далеко не у всех, призналась Специальный гость Форума Амелия Калман, футуролог, консультант, лектор Кембриджского университета.
 
10. Внедрение онлайн-касс, которое в целом можно считать успешным, обеспечило ритейлерам огромные массивы данных о потребительском поведении. Однако вместе с возможностями перед отраслью встала проблема безопасности использования такой информации. Ответственность высока: 85% покупателей перестанут иметь дело с компанией, которая допустит ее утечку.
 
Эту проблему спикеры затронули на сессии «Безопасность в ритейле: технологии защиты от потерь». Руководитель службы по информационной безопасности компании PwC Константин Кортнев отметил, что 7 из 10 основных позиций по развитию ритейла находятся в зоне киберриска. Это сайты для мобильных устройств, защищенные платформы, анализ «больших данных», лояльность покупателей, формирование истории бренда, стратегия Amazon, здоровье и благополучие. 
 
11. Выдача наличных на кассах начнется в магазинах региональных ритейлеров. К такому мнению пришли участники круглого стола «Выдача наличных и другие финансовые услуги в ритейле. Как заработать на сокращении банковской сети?». 
 
Как отметила Мария Шалина, директор управления телекоммуникационных услуг и дополнительных сервисов «Евросети», партнерство ритейла и банков становится особенно актуальным в кризисное время, когда вторые активно оптимизируют, в том числе, сети своих отделений. В качестве примера она привела многолетний опыт сотрудничества «Евросети» с целым рядом ведущих российских банков.
 
По мнению независимого эксперта Елены Виноградовой, которая подвела итоги дискуссии, наибольший интерес этот сервис может иметь именно в российских регионах. При этом размеры комиссии за выдачу наличных в банкомате и вручную на кассе должны отличаться, чтобы этот сервис был действительно выгоден ритейлерам.
 
12. Тема размена наличных денег также нашла свое место в дискуссиях спикеров ПЛАС-Форума. Дарья Капустина, эксперт казначейства АШАН, рассказала об опыте использования торговой сетью ресайклеров и автоматизированных депозитарных машин (АДМ) для работы с наличными. В течение дня ресайклер позволяет производить расчеты с покупателям, довносить деньги в кассу размена, закрывать смену, оперативно получать результат перерасчет денежной наличности, а также производить инкассацию в удобное время, быстро производить замену кассет, что сокращает время на инкассацию. По словам Д. Капустной, внедрение ресайклеров и АДМ снизило расходы сети в 1,5 раза. Это стало возможным за счет экономии на пересчете и разменном фонде.
 
13. Анна Ткачева, директор по управлению категорией в глобальной команде Марс Ригли, рассказала об эффективности касс самообслуживания для ритейла. По ее словам, с площади в 1 квадратный метр ритейлер может продавать в 2 раза больше, чем в торговом зале. Поэтому очень важно, с одной стороны, обеспечить максимально комфортное нахождение и ускорение процесса покупки, с другой – эффективное использование ресурсов. 
 
14. Наращивает обороты онлайн-ритейл, и здесь главную партию играют маркетплейсы. Эксперты уверены: через несколько лет агрегаторам будет принадлежать 40% рынка. 
 
В рамках сессии «E-commerce. Ключевые драйверы и новые точки роста продаж» Линар Хуснуллин, основатель и генеральный директор онлайн-площадки KazanExpress, которую называют аналогом AliExpress в РФ, заявил, что его компания откроет распределительные центры в четырех крупных городах РФ. Таким образом, ритейлер планирует расширить географию своего присутствия, сохранив при этом преимущество перед китайским гигантом онлайн-торговли в виде доставки товаров в тот же или на следующий день.
 
15. Армен Манукян, руководитель проекта по развитию цифровых услуг Российского экспортного центра, отметил, что сегодня Россия занимает 11-е место в мире по объемам интернет-торговли. Серьезная проблема при выходе российских компаний на рынок международной интернет-торговли – отсутствие знаний в этой сфере, уверен спикер. Получить их можно бесплатно, обратившись в РЭЦ. По словам А. Манукяна, наши соотечественники уже сейчас торгуют на зарубежных площадках самыми разными товарами – от холодильников до ножей «из сериала «Игра престолов». Также Российский экспортный центр в начале этого года открыл на популярных в Азии онлайн-площадках Tmall, JD, 1688, Lazada и Rakuten виртуальные павильоны с товарами из РФ.
 
16. На специальном «круглом столе» Почта России анонсировала запуск сервисов, которые произведут локальную революцию в 2018 году. Денис Шестаков, руководитель департамента продуктов посылочного бизнеса «Почты России», сказал, что в мае появится продукт «курьерский сбор» – сбор курьером всех отправлений и доставка до производственного объекта, который компания считает еще одним драйвером роста. Летом станет доступным и сервис «Курьер онлайн плюс» – доставка отправлений в режиме экспресс с повышенной ответственностью и внедрение возможности оплаты стоимости товарного вложения банковской картой. 
 
17. eBay и Почта России рассказали об интеграции своих сервисов для экспортеров. Илья Кретов, генеральный директор eBay в России и на всех развивающихся рынках Европы, заявил, что это будет простой, удобный и понятный продукт, с помощью которого российские экспортеры смогут отправлять зарубежным покупателям товары, приобретенные на eBay. Продавец выбирает желаемый вариант онлайн-оплаты, приходит в почтовое отделение и сдает заказ менее чем за 30 секунд.
 

ЧЛЕНЫ АКОРТ

 
© АКОРТ (2001-2024)
Любые материалы, опубликованные на портале acort.ru, не могут быть воспроизведены или распространены полностью или в какой-либо части без прямой гиперссылки на acort.ru.