/
english
/
русский
/
Вход / Login


Торговые сети – члены АКОРТ представляют порядка 25% рынка розничной торговли


Медиа-центр / Полезная информация / Разъяснение ФАС к части 1 статьи 14 Закона о торговле
15.02.2019

Разъяснение ФАС к части 1 статьи 14 Закона о торговле

Скачать файл
352 КБ

В соответствии с пунктом 4 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 26.11.2018 № ДК-П13-238пр ФАС России направляет в территориальные органы разъяснения по вопросам применения положений части 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле) при приобретении торговыми сетями дополнительных площадей до даты публикации статистической информации Федеральной службой государственной статистики (ее территориальными органами) (далее — Росстат) об обороте розничной торговли.

В силу части 1 статьи 14 Закона о торговле хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) (далее — торговая сеть) и доля которого превышает двадцать пять процентов объёма всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.
 

Сделка, совершённая с нарушением предусмотренных частью 1 указанной статьи требований, ничтожна. Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства (часть 2 статьи 14 Закона о торговле).
 

При этом, превышение торговой сетью двадцати пяти процентной доли от объёма всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах соответствующего административно-территориального образования само по себе не является нарушением антимонопольного законодательства и само по себе не влечет обязанности торговой сети принимать меры по ее снижению, в том числе, например, путём закрытия приобретённой или арендованной до такого повышения площади торговых объектов, расторжения договоров аренды, сокращения объёма предлагаемых к реализации продовольственных товаров.
 

В целях реализации положений статьи 14 Закона о торговле постановлением  Правительства Российской Федерации от 04.05.2010 № 305 (далее — Постановление № 305) утверждена методика расчета объёма всех продовольственных товаров, реализованных в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга, и в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении за финансовый год и определения доли объёма продовольственных товаров, реализованных хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) в границах соответствующего административно-территориального образования, в денежном выражении за финансовый год.
 

Пунктом 2 Постановления № 305 установлено, что информация об общем объёме всех продовольственных товаров, реализованных в отчётном году в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении размещается Росстат на её официальном сайте в сети Интернет ежегодно, до 1 мая года, следующего за отчётным годом.
 

Следовательно, в случае превышения торговой сетью двадцати пяти процентов объёма всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах соответствующего административно-территориального образования, Законом о торговле установлен запрет для такой торговой сети на приобретение или аренду дополнительной площади торговых объектов для осуществления торговой деятельности в таких границах. Постановлением № 305 для расчета объёма всех продовольственных товаров, реализованных торговой сетью, установлена необходимость использовать информацию об общем объёме всех продовольственных товаров, реализованных в отчётном году, размещённую Росстат на его официальном сайте в сети Интернет. Использование иных данных об объёме реализованных продовольственных товаров за предыдущий финансовый год, полученных из других источников, в силу требований Постановления № 305, не допускается.
 

Следовательно, установить превышение двадцати пяти процентов доли объёма реализованных продовольственных товаров в текущем году возможно только после размещения Росстат соответствующих данных за предыдущий отчетный (финансовый) год, поскольку до этого база для расчёта отсутствует.
 

Таким образом, приобретение, аренда дополнительной площади торговых объектов торговой сетью, доля которой по последним размещённым Росстат данным не превышала двадцати пяти процентов объёма всех реализованных продовольственных товаров, до даты официального размещения Росстат информации об общем объёме всех продовольственных товаров, реализованных в предыдущем (отчетном) году, не рассматривается в качестве нарушения запрета, предусмотренного частью 1 статьи 14 Закона о торговле, и не влечёт признания сделок по приобретению, аренде дополнительной площади торговых объектов недействительными. Запрет приобретения, аренды дополнительной площади торговых объектов, предусмотренный частью 1 статьи 14 Закона о торговле, не распространяется на сделки торговой сети, доля которой по последним размещённым Росстат данным не превышала двадцати пяти процентов объёма всех реализованных продовольственных товаров, совершенные в текущем году, если эти сделки совершены до даты официального размещения информации Росстат об общем объёме всех продовольственных товаров, реализованных в предыдущем (отчетном) году.
 

Запрет, предусмотренный частью 1 статьи 14 Закона о торговле, применяется с момента официального размещения Росстат информации об общем объёме всех реализованных продовольственных товаров в случае, если торговая сеть превысила двадцать пять процентов доли объёма реализованных продовольственных товаров в отчетном году, и прекращает применяться в момент следующего официального размещения Росстат информации об общем объёме всех реализованных продовольственных товаров в случае, если доля торговой сети не превысила двадцать пять процентов от объёма всех реализованных продовольственных товаров в следующем отчётном году.
 

Например, торговая сеть заключила договор аренды дополнительной площади торговых объектов 03.03.2017, при этом по официальной информации Росстат за 2015 год доля торговой сети не превышала двадцати пяти процентов и на момент заключения такого договора отсутствовала информация Росстат об общем объёме всех продовольственных товаров, реализованных за предыдущий финансовый год (2016 г.) в границах соответствующего административно-территориального образования в денежном выражении. В рассматриваемом случае запрет, предусмотренный частью 1 статьи 14 Закона о торговле, не распространяется на договор аренды, заключенный 03.03.2017, независимо от размера доли объёма продовольственных товаров торговой сети, рассчитанной исходя из размещённой позже информации Росстат об общем объёме всех продовольственных товаров, реализованных за предыдущий финансовый год (2016 г.) в границах соответствующего административно-территориального образования в денежном выражении.

Указанная позиция соответствует определению Верховного Суда Российской Федерации от 17.01.2019 № 305-ЭС18-17616 по делу № А41-67497/17, в котором указано, что при решении вопроса о соответствии договора заключенного сетью требованиям статьи 14 Закона о торговле не может быть учтён расчет с использованием информации Росстат об общем объёме всех продовольственных товаров, реализованных в отчётном году, опубликованной позднее даты заключения такого договора. Запретительное условие закона для заключения сделок, направленных на увеличение торговых площадей, возникает только с момента официального опубликования данных, применительно к оспоренному договору.


Также рекомендуем:

…специализирующийся на социологии и сценарных разработках, завершил исследование, посвященное влиянию на продовольственный рынок поправок в Закон о торговле, начавший действовать в 2017 году.
07.09.2017
…с законом «О торговле» … На сегодняшний день в соответствие с новой редакцией Закона «О торговле» приведено более двух третей контрактов с ключевыми поставщиками.
07.12.2016
Разъяснения ФАС России по некоторым вопросам применения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в редакции Федерального…
22.11.2016
…безопасности и противодействию коррупции, руководитель федеральной мониторинговой группы «Единой России» по исполнению закона о торговле … Федеральный закон о торговле на практике: без купюр
12.10.2016
…народного потребления и с торговыми сетями, и мы видим, что сейчас сфера торговли переживает турбулентный период из-за принятых поправок к закону о торговле.
28.10.2016
Таким образом, внесение каких-либо новых изменений в закон о торговле, который, не прошел процедуру оценки фактического воздействия после изменений 2016 года, не представляется сколько-нибудь оправданным.
13.07.2018